Поисковики отряда «Восток» во время экспедиции подняли бойцов Красной Армии | Электрогорские Вести

29 мая 2022, 09:00

Поисковики отряда «Восток» во время экспедиции подняли бойцов Красной Армии

Поисковики отряда «Восток» во время экспедиции подняли бойцов Красной Армии

Электрогорский поисковый отряд «Восток» под руководством Егора Черналова много лет работает в составе экспедиции «Бельский плацдарм». Поисковые работы проходят в окрестностях сельского поселения Демяхи Тверской области – на местах ожесточенных боев с 1941 по 1943 годы.

О последней экспедиции Егор Николаевич написал у себя на странице в «ВК». С его согласия публикуем фрагмент рассказа.

Их было пятеро

«Наша экспедиция началась там, где закончили предыдущий год – на «поле Косилкина» или «поле Гомзина» – каждый теперь называл его по-своему. Другого начала мы для себя не видели. Два дня ушли на организационные вопросы. Когда приехала основная группа эксгуматоров, приступили к работе.



На выявленной в марте точке оказался боец, размотанный плугом. Металлический лемех растащил его на достаточно большую площадь. Благо все было практически на поверхности, и, расширяясь по сторонам, постепенно мы собирали все воедино – расколотый на десятки фрагментов череп, зубы, руки, ребра, позвонки. Карманное зеркальце, бывшее при нем, и то попало под распашку – его осколки собирали в нескольких метрах друг от друга. Так и не смогли найти ноги, видимо, они как раз находились ниже глубины вспашки. Весь световой день провели на этом месте. С наступлением сумерек выдвинулись домой. Мы сделали для него все, что смогли.



Следующий день – ноябрьский «зацеп». Там оказалось пятеро. Они свалены были один на другого. Те, кто стаскивал их после боя, старались забить вороночку до краев.
Вновь противотанкисты– у двоих истлевшие сумки с боекомплектом к противотанковому ружью. Запомнилось большое количество химических карандашей – он был у каждого из пятерых, у двоих даже по два. Снова весь день на расчистке. Подъем оставили на завтра.



С утра девушки занимались погибшими, мужская часть отряда ушла в поиск. Набрели на небольшую запаханную траншею. На дне два полных комплекта снаряжения: поясные ремни с надетыми на них подсумками, забитые БК до невозможности. Патронные подсумки больше напоминали вытянутые шары, так плотно их снарядили боекомплектом. Пара малых пехотных лопат, причем у одной практически идеально сохранился деревянный черенок. Пара сложенных противогазов. Видимо, были брошены именно в сумках – ткань сгнила, а форму, как он был сложен, резина сохранила. Владельцев вещей не обнаружили. Как вещи оказались в траншее, остается только догадываться.

Они вместе вели бой

Всем ясно, что мы будем возвращаться сюда снова и снова. Снова будем ходить от раскопа к раскопу и искать по своим же следам. Однозначно, будем находить еще. Но сейчас нужно обновить видение места. Это обычно происходит вместе со сменой локации. Два дня «впустую» и переезжаем. Договор.

Снова разбрелись. Кто с глубинной «рамой», кто с «верховым» прибором или щупом лазает по всем видимым углублениям, время от времени сверяясь с наложенной аэрофотосъемкой в навигаторе.

Снова вышел на прошлогодний раскоп. Здесь подняли троих. Самая печальная сохранность останков тут была – лю

ди буквально растворились в глине. Металлоискатель что-то «цепляет». Полтора штыка лопаты в недра, и на весеннем солнышке показывается зеленый бок круглого эмалированного котла. Расширяю шурф, и лопата попадает во что-то пружинящее – ботинок. От раскопа предыдущего года порядка 15-20 метров. Пока уходить с поля рано. Работаем.



Их оказалось двое. У одного – комплект для обслуживания пулемета. Таких пулеметчиков (с ЗИПами) мы нашли, наверное, уже с десяток здесь. Удивила целлулоидная емкость для приготовления бритвенной пены: тоненькая-тоненькая, а сохранилась даже без сколов. Глина и удобрения «съедают» человека, а его вещи, даже столь хрупкие, остаются.

Вот один боец. В каске. Вытянулся в струнку на дне запаханной траншеи или иного фортификационного сооружения, коих на немецкой АФС данного участка просматривается множество.

Вот еще один. Тоже глубоко. В нескольких метрах от предыдущего.

Вот еще двое. Все останки – в куче. Черепа в ногах. Такое бывает, если люди погибают в сидячем положении ограниченного пространства. Раскоп небольшой, что-то типа ячейки, только чуть пошире. Вместе вели бой, вместе и остались в ней.


Узнать информацию о боевом пути родственников в годы Великой Отечественной войны можно на портале «Память народа».