Электрогорск. Новости

Яндекс.Погода

воскресенье, 24 сентября

ясно+15 °C

Онлайн трансляция

Когда опускается барьер. Кредо учителя Марины Татарченко – не навреди

10 апр. 2014 г., 8:52

Просмотры: 188


Каждый из нас сам выбирает свой жизненный путь. Кто-то идет наугад, напролом, а кто-то четко ставит перед собой цель и обязательно достигает ее.

Каждый из нас сам выбирает свой жизненный путь. Кто-то идет наугад, напролом, а кто-то четко ставит перед собой цель и обязательно достигает ее.

На конкурс «Педагог года-2012» я попала впервые по работе. Надо было осветить сие мероприятие в прессе. Практически все педагоги, участвующие в конкурсе, мне были знакомы. С интересом я слушала выступление учителя русского языка и литературы. Как мать двоих детей внимательно следила за выступлением учителей начальных классов. Марина Татарченко как-то сразу обратила на себя внимание. Тихий спокойный голос с южным выговором, приятная внешность, аккуратно уложенные волосы, маникюр. Объясняла все доходчиво и, что немаловажно, интересно. Марина Сергеевна говорила о том, какими должны быть ученик и учитель 21 века: «Учитель должен идти впереди, недопустимо отставание в знаниях от ученика». Для своих учеников она создала сайт, где ребята могут получить интересную и познавательную информацию, научиться рисовать. Для общения с родителями создала другой сайт, куда мамы и папы могут отправлять свои вопросы и предложения. Во время презентации педагог продемонстрировала интересные проекты коллективной работы с учениками: экскурсия по городу, творческие проекты, работа в библиотеке со словарями. Благодаря таким занятиям ребята учатся работать в команде, дружить. В итоге, победа в городском «Педагоге года» досталась ей. К сожалению, из-за болезни матери Марина Сергеевна не смогла продолжить борьбу на областном этапе. Думаю, что удача и там бы ей улыбнулась.

Стать учителем Марина решила еще в школьные годы. У их пионерского отряда был подшефный класс в начальной школе, где они периодически проводили внеурочные мероприятия. Она хорошо помнит, насколько интересно было придумывать какие-то конкурсы, веселые и познавательные задания, как внимательно слушала детвора. «Это сейчас можно все найти в интернете, а тогда все делали сами. Меня переполняла гордость от придуманных мной заданий, тем более, если они еще приходились по душе малышам», – рассказывает Марина Сергеевна. После восьмого класса она поступила в педагогическое училище Элисты (республика Калмыкия), а через год после его окончания в Ставропольский педагогический институт, получала диплом уже в Уссурийском пединституте.

– Мама заведовала детским домом-интернатом, а отец – зоотехник – занимался наукой. Его работа подразумевала частые переезды. Я поменяла три школы: сначала Ростовская область, потом Калмыкия. А потом вышла замуж за военного. Так всю жизнь и переезжаю с места на место по гарнизонам и школам.

Кочевая жизнь сделала из Марины Татарченко универсального учителя. Она – педагог начальных классов, работала учителем изобразительного искусства, черчения и информатики в старших классах. Марина Сергеевна удивительно любопытный и увлеченный человек. В 12 лет решила освоить фотографию. Причем она не только фотографировала, выстраивала композиции, искала хорошие кадры, но и потом проявляла и печатала фотографии. Все старые фото, которые есть у нее в альбоме со студенческих лет – она сделала сама. Захотела научиться шить – прошла курсы кройки и шитья, научилась вязать, печь и готовить. Даже довелось полтора года прослужить в армии. Это были 90-е годы, работы нигде не было. Сидеть без дела Марина не может, поэтому пошла служить в армию. Окончила курсы радисток, освоила морзянку, научилась обращаться с оружием.

–Как-то пришлось участвовать в стрельбищах, – вспоминает Марина Сергеевна. – Зрение у меня плохое. Переживала, что не попаду в мишень. Но командир давал команды: «Марина, цель справа, цель слева», и я стреляла. Выполнив задание, со стрельбищ уходила в удручающем состоянии, думала, что все «промазала». К моему еще большему расстройству увидела, что все солдатики, видя меня, улыбаются, радуются чему-то. Я предположила, что это насмешка, а оказалось, что все мои мишени были поражены точно в цель!

Вернувшись в школу, Марина Сергеевна столкнулась с проблемой нехватки знаний компьютерных технологий. Постоянно кого-то просить о помощи, это не для нее. Поэтому она получила второе высшее образование в Элистинском университете по специальности веб-дизайнер сайтостроительства. Теперь педагог с компьютером на «ты».

–Мы с ребятами записываем звуки, рисуем, создаем мультфильмы – все на компьютере. Могу сказать, что уже с малолетства прослеживается способность к той или иной науке. Кто-то хорошо пишет сценарии, а кому-то плохо даются сочинения, но зато в компьютерах – асы. Все дети талантливы!

Марина Татарченко, несмотря ни на что, любит свою профессию. –Иногда бывает, что сталкиваешься с «трудными» детьми. Они не усваивают программу, не успевают на уроках. Я применяю разные методики, но понимаю, что ничего не помогает, уже начинают опускаться руки. И вдруг, наступает момент, когда как будто опускается барьер, и ребенок начинает учиться, все успевать и делать. А как угадать, когда наступит этот момент? В восемь лет или девять, а может в десять у него включится сознание? Ведь все дети индивидуальны! Учитель – профессия очень ответственная, важно все предугадать, чтобы не искалечить судьбу ребенка, помочь ему преодолеть все страхи, вывести его в люди, дать ему основу для обучения в среднем звене, чтобы он хорошо усваивал материал и не боялся трудностей. Дети есть дети, независимо от возраста. Они сразу отзываются на доброе слово.

Были, конечно, в ее практике и неудавшиеся уроки. Случалось такое в начале карьеры. Марина Сергеевна вспоминает их со смехом. Тогда еще совсем юная готовилась к уроку несколько часов, все продумала, просчитала, наглядный материал нарисовала, думала, что получится интересный урок. Но ребята в этот день были уставшие, несобранные, и все пошло наперекосяк. Ожидания не оправдали себя. Хотя, по словам Марины Сергеевны, бывает и наоборот, когда кажется, что должен пройти посредственный урок, а он оказывается очень интересным, «работаешь, как на сцене».

Но каким бы заслуженным учитель ни был, считает Марина Сергеевна, без помощи родителей все равно ничего не получится. Учитель может дать знания на уроке, вложить основы, но закрепить их, привить трудолюбие могут только родители в домашней обстановке. К сожалению, сегодня все больше семей, где только один ребенок и общаться ему не с кем, дети предоставлены сами себе, в то время как родители заняты зарабатываем денег. А ведь именно родители должны помочь ребенку справиться с возникшими проблемами, научить быть успешными и счастливыми людьми. Разве не этого хотят мамы и папы своим детям?

–Учителя часто жалуются, что они так устали от работы… Действительно, все время находимся в стрессовой ситуации. Иногда кажется, что больше нет сил тянуть эту ношу. Но когда начинаю задумываться, а чем бы еще я могла заниматься, понимаю, что все равно стала бы работать с детьми. Если вернуться далеко в прошлое, думаю, выбрала бы профессию врача.

В завершение нашей беседы я спросила о профессиональном кредо. Практически не задумываясь, моя собеседница ответила: «Не навреди!»

Невозможно просто стать учителем, отучившись в педагогическом институте, нужно, как при рождении, сделать огромный вдох, ворваться в гущу школьных страстей, прорасти в ней, чтобы сказать самому себе: «Я – Учитель!». И ощутить от этих слов огромное счастье. Как моя героиня.
Ольга БАШКИРЕВА