Электрогорск. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 26 июня

ясно+15 °C

Онлайн трансляция

Электрогорский драматический театр. Вспоминает Галина Смолина

13 мая 2015 г., 23:21

Просмотры: 101


На юбилее школы искусств в Доме культуры я познакомилась с Галиной Смолиной. Она застенчиво прогуливалась по коридорам, глаза ее ежеминутно наполнялись слезами то от радости, то от печали. Я решила подойти и в разговоре о концерте ЭДШИ узнала, что когда-то Галина Николаевна сама выступала на этой сцене. Позже, она пригласила меня в гости поговорить о театре.

фото из архива Галины Смолиной

На юбилее школы искусств в Доме культуры я познакомилась с Галиной Смолиной. Она застенчиво прогуливалась по коридорам, глаза ее ежеминутно наполнялись слезами то от радости, то от печали. Я решила подойти и в разговоре о концерте ЭДШИ узнала, что когда-то Галина Николаевна сама выступала на этой сцене. Позже, она пригласила меня в гости поговорить о театре.

Он женился

на артистке

Когда я пришла, двери открыл муж Галины Николай Васильевич. Я спросила у него, здесь ли живет актриса драматического театра, а он ответил: «Не была бы она артисткой – не женился бы!» Улыбается и уходит готовить жене обед, а Галина Николаевна приглашает меня в комнату, похожую на музей. Музей семейных ценностей и разносторонних талантов одной хрупкой женщины. На стенах картины, вышитые мастерицей, на самом видном месте – фотографии внуков, в уголке игрушки самой маленькой правнучки.

Приятно, что здесь меня ждали, на столе стопки фотографий и красивые цветы. Мы сели, и Галина Николаевна начала свой рассказ.

Галина Смолина в главной роли спектакля "Боцман Бакута"

В начале 60-х годов, когда Галина Смолина пришла в Дом культуры попробовать себя в роли актрисы Электрогорского драматического театра, о театре в городе знали не понаслышке. Каждый спектакль собирались аншлаги. Директором ДК тогда был Борис Ковалев. Он же был актером и художественным руководителем. Вспоминая о нем, Галина Николаевна снова вытирает слезы. Он был добрым и отзывчивым, талантливым и «из народа», - я понимаю это из первых предложений и на протяжении всего разговора.

Карьерные взлеты

одной актрисы

Начинали маленькие артистки тех лет с роли снежинки. В третьем классе так начинался и мой творческий путь, правда, на этом он и завершился.Галину Смолину повысили до Снегурочки, а потом были главные роли в спектаклях и интермедиях.

Лучше всего, как рассказывает актриса, играли драматические роли. Возможно, сказывались тяжелые послевоенные годы и время дефицита, здесь не до шуток. Комедийные роли у Галины Николаевны вовсе не получались. В спектакле по роману Паустовского «Боцман Бакута» она купалась в аплодисментах за исполнение трагической роли.

Картонка,

ножницы и клей

При воспоминании о репетициях и актерах настроение Галины Николаевны так часто меняется, что кажется, я уже тоже вижу сцену и актеров. Молодыми, в клетчатых пиджаках, с завивками и широкими глазами. Именно так они смотрят с фотографий бережно хранящегося альбома. Он затерт до дыр, Галина Николаевна сама в этом признается, но выглядит как экспонат из музея. Музея памяти и славы одной актрисы, одного исчезнувшего театра в одном обновленном городе. Фотографии разных сцен сложены в самодельный коллаж. Так клеила и моя бабушка, когда вместо фотошопа был плотный картон, ножницы и клей ПВА.

Труппа драматического театра 60-х годов (слева внизу художественный руководитель Борис Ковалев)

Как будто вчера…

–Главный спектакль «Жизнь и преступление Антона Шелестова» по роману Медынского «Честь» полностью отражал жизнь молодежи прошлого времени», ¬- вспоминает Галина Смолина. В нем они играли самих себя.

Недавно Галина Николаевна лежала в больнице, на нее нахлынули воспоминания и она попросила принести этот роман перечитать. –Такая ностальгия охватила меня, - рассказывает женщина, - все сцены вспомнились, все чувства, с которыми тогда выходили на сцену.

Всепоглощающая

ностальгия

Я вообще заметила, что у нас с Галиной Николаевной очень много общего. А самое главное – постоянная ностальгия. Она во всем – в тоске по любимому городу, родным, по друзьям, которых не вернешь, умениям, которые со временем утрачиваешь, по яблокам, что были слаще, и прочим мелочам, которые так греют сердце.

Самые любимые воспоминания Галины Николаевны о новогодних утренниках, которые устраивали для детей. Несмотря на голодное время, для детей директор клуба Борис Ковалев привозил апельсины и конфеты. Актеров он обеспечивал красивыми костюмами и декорациями. А все, чего не хватало, они делали сами.

Смеяться не умели

– плакали

Играя в водевиле «Беда от нежного сердца», актеры поставили его на свой лад – без песен и шуток. А отсутствие вокала «загримировали» эмоциями.

Вместе с отделением драматургии в Доме культуры развивались и другие творческие направления. Балерина Наталья Пушина преподавала танцы. Именно таких танцев не хватает Галине Николаевне сегодня. Она не пропускала ни одного концерта со дня открытия современного ДК и восхищается маленькими детьми, танцующими на сцене. Но та атмосфера больше не повторится. Галина Серафимович, руководитель хора, сумела вывести вокалистов на международный уровень. Песни в исполнении нашего хора звучали даже на радиостанциях. Но главное, почему Галина Николаевна навсегда считает родными стены Дома культуры, там, в Ленинской комнате, полвека назад она расписалась со своим любимым мужем.

Труппа – талантливые,

взрослые, родные

Яркими представителями драматургии полувековой давности в нашем городе были не только школьники, но и педагоги и работники предприятий. Александр Туровников, учитель литературы и актер театра. Утром он вел уроки так, что все заслушивались, а вечером вместе с учителями репетировал на сцене. Учитель математики Евгений Егоров и стиляга Влад Сидоров – актеры, у которых было чему поучиться. Также в театре играли брат и сестра Галины Николаевны. Брат 1927 года рождения и его одногодка Мария Лактионова были старшими представителями труппы.

Несмотря на разницу в возрасте, актеры дружили и постоянно учились друг у друга и у профессионалов. Даже в театр Станиславского несколько раз ездили, чтобы поучиться у великих.

Что нам осталось?

–Быть зрителями, вот что, - вздыхает Галина Николаевна. Когда руководитель театра Борис Ковалев с женой переехали, на его место пригласили молодого руководителя из Москвы. Он был амбициозным и с «закидонами». С его приходом театр мгновенно развалился.

К сожалению, многих актеров уже нет в живых. А самая большая мечта актрисы Галины Смолиной зайти в гримерки нового Дома культуры, где из отражения в зеркале на нее будет смотреть все та же школьница с огромными глазами.

Последнее, о чем я спросила ее, обуваясь в коридоре, - Вы бы хотели сейчас сыграть в спектакле? Она всплеснула руками и сказала: «Ой, нет!», а потом очень тихо, как будто стесняясь мужа, меня или себя саму, добавила: «Хотя, если честно, да! Очень…»

Екатерина качанова