Электрогорск. Новости

Яндекс.Погода

суббота, 16 декабря

пасмурно+1 °C

Онлайн трансляция

Человек труда. Нина Мареева: «Если сам не знаешь, научить ничему не сможешь»

11 февр. 2016 г., 12:49

Просмотры: 312


«Самым близким к естественному состоянию из всех тех занятий, которые способны обеспечить существование человека, является труд его рук. Из всех общественных положений самое независимое от судьбы и от людей – положение ремесленника».

«Самым близким к естественному состоянию из всех тех занятий, которые способны обеспечить существование человека, является труд его рук. Из всех общественных положений самое независимое от судьбы и от людей – положение ремесленника».

Ж.-Ж.Руссо

Мелькает кисть, легко нанося на стену рисунок – кажется, нет ничего проще.

–Обычно изображение на стену наносим с помощью печатных фотообоев, постеров, – комментирует мастер-штукатур техникума Нина Мареева. – Но главное в работе – хорошо подготовить поверхность, в данном случае стену: выровнять, оштукатурить, загрунтовать, покрасить, подобрав цвет для основы рисунка.

Нина Викторовна Мареева более пятнадцати лет работает мастером производственного обучения по специальности штукатур-маляр. Но в профессии она уже более тридцати лет.

–Мне, деревенской девчонке, очень хотелось стать городской жительницей, – вспоминает Нина Викторовна. –Жили мы на Рязанщине. В то время из колхоза без весомых причин не отпускали, и поэтому я, зная, что на селе нужны строители, получила неполное среднее образование и попросила направить меня на учебу. Поступила в профессиональное училище в Рязани, через три года окончила его с отличием. И тут же по целевому направлению поступила в индустриально-педагогический техникум в Воронеже. Училась я на мастера-технолога и мастера производственного обучения. Получив диплом, вернулась в Рязань. Но работы в училище мне, как мастеру, не нашлось, предложили взять свободное самостоятельное распределение.

Шел 1985 год. Тогда, да и сейчас, не имея стажа, самому найти работу трудно. Нина поехала домой, в родной деревне встретила одноклассницу Аню Симникову, которая после окончания Сасовского техникума уже работала на электрогорском мебельном комбинате. – Давай к нам, – предложила она, – строители очень нужны! И работа будет, и жилье...

–Я приехала в Электрогорск. Зеленый город на озерах мне очень понравился. Осталась. И обрела здесь не только работу, создала семью, свой дом. Сейчас дочь и сын взрослые, уже радует шестилетний внук.

Мастером производственного обучения в училище худенькую юную Ниночку не взяли – не было прописки. Но в ремонтно-строительный цех мебельного комбината на рабочую профессию – сразу, без оговорок предоставив жилье.

Специалист высшего разряда, двадцать два года проработала Нина Мареева на мебельном комбинате. Была штукатуром пятого разряда, бригадиром, распределителем работ, как того требовала производственная необходимость. Если работу строителей оценивать в метрах освоенной площади, то Нина Викторовна вместе с бригадой освоила их тысячи, в основном производственных и социально значимых – ремонтировали цеха, офисные помещения, детские сады и школу.

–В 2000-м году бригада ремонтировала спортивный зал в ПУ-34, – вспоминает она. – В шутку поинтересовалась, не нужны ли им мастера-строители. Оказалось, нужны. Когда я вдруг засомневалась в своих педагогических способностях, Клавдия Воропаева, наша старшая, сказала: – Ты сможешь!

–А я обрадовался, когда узнал, что Нина Викторовна хочет у нас работать, – рассказывает Виктор Молочкин (директор ПУ-34 с 1992 по 2012 годы. – Прим ред.). – Наши студенты регулярно проходили практику на мебельном комбинате, в частности, маляры-штукатуры – в ремонтно-строительном цехе. И обычно шефство над ними брала Нина Викторовна. Дети в этой группе сложные: в училище обучались и ребята с ограниченными возможностями здоровья. Но у неё получалось с ними работать, студенты с практики приходили уверенными в своих силах, в своем будущем. Подчас проводила мастер-производственник с ребятами сложную работу психолога. Поэтому, когда увидел Нину Марееву, претендующую на педагогическую должность в училище, обрадовался. Человек она прекрасный – детей любит. Есть у неё свой подход к студентам, высокое профессиональное мастерство и справедливость, ребята это ценят.

–Стала я работать мастером производственного обучения. В группе в основном студенты с проблемами здоровья. Зачастую приходится заниматься с ребятами индивидуально, исходя из их возможностей. Стараюсь всех заинтересовать, понятно дать предметы спецтехнологии, перемежаю теорию с практикой. Конечно, ребятам нелегко – для профессии штукатура необходимо быть физически развитым, часто приходится работать на высоте. Это требует хорошей координации движений. А уж сколько требуется выносливости и терпения, особенно при «разделке» углов или поверхностей сложных профилей, рассказать невозможно, это нужно самому испытать. Но я ребятам говорю – научитесь штукатурить и малярничать, без работы никогда не останетесь. Свою квартиру в любую минуту превратите в картинку. И они, глядя на меня, стараются, трудятся. Во всем нужен личный пример, он действует на детей лучше любой морали и нотации.

Конечно, как и всякая высококвалифицированная работа, профессия штукатура предъявляет определенные требования не только к владению инструментами, но и к художественным навыкам мастера, особенно в подборе красок и выборе рисунков.

–Это уже и есть мастерство, – замечает Нина Викторовна, – но мы все вместе к нему стремимся. Специалисту необходимо уметь пользоваться технологическими картами и справочной литературой, решать, в какой последовательности выполнять комплекс штукатурных работ в данном помещении, квартире или доме. Мне приносит удовлетворение итог работы, осознание того, что своей работой доставляю радость людям. Этому учу и своих детей.

Но Нина Мареева не только учит, но и сама на месте не стоит. Пять лет назад она окончила педагогический факультет гуманитарной академии, куда не побоялась поступить в сорок пять лет. Диплом написала на тему «Работа с неблагополучными семьями». Стоит ли говорить, что защитилась она на «отлично». И теперь новые знания применяет на практике. На вопрос, кто она больше, педагог или строитель, Нина Мареева пожимает плечами:

–Поровну: если не знаешь профессию, ничему не сможешь научить студентов. Если психологию ребёнка не понимаешь – не сможешь найти к нему подход… А мои дети становятся специалистами, уже более тридцати выпусков подготовили.

–Наша Нина Викторовна – удивительный человек, – говорит заведующий структурным подразделением техникума Ирина Теленкова. – Это не просто профессионал высокого уровня и отличный педагог. Она не пройдет мимо, увидев человека в беде. Помню, я чуть не расплакалась, когда увидела, какой урон стенам и потолку «нанесла» вода из прорвавшейся трубы. А Нина Викторовна посмотрела и говорит: «Это разве проблема!? Мы-то что, уж и не специалисты?» Через неделю отремонтированные, сияющие свежей краской помещения было не узнать. Я рада, что у нас в техникуме работают такие люди и такие специалисты.

Татьяна Яковлева