Электрогорск. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 23 октября

облачно с прояснениями+1 °C

Онлайн трансляция

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ? ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НАУЧИТЬ ДУМАТЬ И РАЗМЫШЛЯТЬ

15 апр. 2015 г., 23:21

Просмотры: 114


– Скоро в школу. Наверное, никак не дождешься? – спрашиваю я у знакомой девочки, встретив ее с мамой на улице. Удивительно, но ребенок не захотел разговаривать со мной про школу. Хотя мне казалось, что дети ждут дня, когда впервые переступят порог первого класса. Я, когда была маленькой, говорила, что буду учиться как Ленин. Забавно, конечно, но рассказы о Ленине, которые читали нам в детском саду, дома, некоторым образом повлияли и на мое желание учиться. Да что я сравниваю, то ли дело сейчас!

– Скоро в школу. Наверное, никак не дождешься? – спрашиваю я у знакомой девочки, встретив ее с мамой на улице. Удивительно, но ребенок не захотел разговаривать со мной про школу. Хотя мне казалось, что дети ждут дня, когда впервые переступят порог первого класса. Я, когда была маленькой, говорила, что буду учиться как Ленин. Забавно, конечно, но рассказы о Ленине, которые читали нам в детском саду, дома, некоторым образом повлияли и на мое желание учиться. Да что я сравниваю, то ли дело сейчас!

Моя знакомая, мама будущей первоклассницы, согласилась, что сравнивать, действительно, не стоит. Ребенок при поступлении в первый класс должен уметь читать, считать и писать. И бедная девочкас 4-5 лет под контролем родителей пишет палочки, осваивает числовые ряды и заучивает длинные стихотворения, но, к сожалению, желание учиться у будущей первоклассницы исчезло. Родители это связывают с тем, что требования для поступления в первый класс слишком высоки.

Чаще всего родители завтрашних учеников не имеют четкой программы подготовки детей к школе. Все, конечно, понимают: для того, чтобы ребенок хорошо усваивал школьный материал, его надо многому научить. Но помогает ли это детям? Побеседуем об этом с завучем начальной школы №16 Надеждой Докетовой. В сентябре этого года Надежда Николаевна выпускает своих четвероклассников и набирает ребят в первый класс.

– Для многих родителей подготовить ребенка к школе, – рассказывает Надежда Николаевна,– значит, научить его читать, писать и считать. Проблема в том, что подход учителей и родителей к понятию «готовность к школе» различается. Учитывая, что одних детей готовят к школе в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем начальных классов стоит задача «выровнять» их знания и умения. Важнее всего родителям сосредоточиться на игровой деятельности, физическом развитии, психологической готовности дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речи. Поэтому ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких деталей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться со сверстниками, со взрослыми, уметь организовывать свою деятельность. Очень важно развивать память, наблюдательность, иметь навыки счета. Уметь задерживать внимание хотя бы 20 минут. В детских садах существует программа, где детей всему этому обучают.

– Значит, учить читать и считать все же необходимо?

– Если ребенок умеет читать, это хорошо. В начале обучения он станет помощником учителю. Но ни в коем случае нельзя в детстве, до первого класса, по крайней мере, – делать уроки чтения или письма предметом долга. Все должно проходить только в игровой форме. Не забывайте, что самым важным условием успешного обучения в начальной школеявляется наличие соответствующих мотивов обучения, желание учиться, стремление познавать новое. Приведу пример, одна из моих учениц отставала по чтению по сравнению с другими ребятами в классе, но на каком-то этапе я стала замечать, что девочка заметно подтянулась и стала одной из лучших по чтению. Мотивом послужило то, что она не захотела быть отстающей и старательно занималась.

– Если ребенок не ходит в сад, можно подготовить его самостоятельно?

– Конечно, можно. Нужно больше времени проводить с ребенком. Разговаривая с ним, читая ему, наблюдая за природой, вы научите его считать, поможете сформировать пространственные представления – далеко, близко, высоко, низко. Поговорите о прочитанном – это развивает речь, память. Для развития речи и подготовки к письму необходимо развивать мелкую моторику руки. Для этого достаточно, чтобы ребенок как можно больше конструировал, лепил из пластилина.

– Как Вы относитесь к платным центрам подготовки детей к школе?

– Если ребенку туда не нравится ходить, то думаю, не стоит продолжать водить его на занятия. Ведь подход к подготовке ребенка к школе должен быть профессиональным. Важно психологически подготовить ребенка к обучению, а не насильно обучать. Другое дело, если ребенку нравится.

Развивайте в детях:

Настойчивость, трудолюбие ребенка, умение доводить дело до конца.

Формируйте мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего мира. Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух.

Ставьте ребенка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребенок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Татьяна грязнова