Электрогорск. Новости

Яндекс.Погода

понедельник, 18 декабря

дождь со снегом-1 °C

Онлайн трансляция

Первый класс. Советы опытного педагога

13 авг. 2014 г., 21:26

Просмотры: 199


Знакомство с родителями

Знакомство с родителями

Что подготовить к учебному процессу ребенка, родители уже знают, так как дети ходили на небольшую подготовку к школе, родители встречались с первой учительницей первоклассников на собрании. Я считаю, что именно на этом этапе собраний возникает контакт  родителей и учителя. Собрание – чисто организационное, на нем решаются вопросы, что должны приобрести родители для первоклассников к учебному году. Но собрание – это и психологический тест как для родителей, так и для учителя. Учитель – психолог. Он по вопросам, действиям, молчанию уже представляет среду,  в которой будут находиться его ученики. Первого сентября после линейки и «урока знаний» вот уже много лет я провожу мини-собрание, участниками которого становятся дети, родители, учитель. На этом собрании: рассказываю о режиме дня первоклассника, говорю об обучающих программах, о правилах поведения на уроках и в школе, даю рекомендации родителям. Только в тесном контакте цепочки «учитель-ученик-родители» добиваемся наилучших результатов, пусть и не в первый год обучения.

Буквально на первом собрании я говорю родителям: «Вы сегодня должны понять, на что способен ваш ребёнок. Поставить перед ним и собой главную цель, к которой пойдём все вместе. Всё, что я предлагаю и рекомендую, нужно не мне, а вашим детям. Я лишь, возможно, волшебная палочка или клубочек, который указывает, как достичь этих целей. Сначала маленьких, а затем и грандиозных. Если родители небезразличны к достижениям своих детей (а на это я их постоянно нацеливаю), то совместными усилиями уже в первый год обучения ребёнок легко выполняет задания  базового уровня усвоения программного материала и многое сможет сделать из заданий повышенного уровня.

Если дети ссорятся

Родители всегда должны быть в курсе успехов ребенка, взаимоотношений с учителем, одноклассниками. Все возникающие вопросы, недомолвки должны разрешаться «по горячим следам». Как известно, у ребёнка своё видение и понимание происходящего. Если учитель не заметил поссорившихся ребят, не разрешил их конфликт, нет необходимости  раздувать его между детьми и родителями. А дети, так уж у них «заведено», даже если сильно подрались вчера, завтра вновь будут дружить, перессорив, к сожалению, родителей. И всё же, надо обратиться к учителю, он разберётся.

Игрушки в школе

Все, что отвлекает ребёнка от процесса усвоения материала, не надо носить в школу. Я  очень давно и долгое время работала с детьми-шестилетками. У нас было отдельное пространство, где во время перемен дети не только играли в подвижные игры, но и за отдельными столами – в настольные, любимые. В силу обстоятельств, сегодня в большей степени на переменах мы приветствуем подвижные игры средней активности. На уроках не разрешаю отвлекаться на любимую игрушку и не разрешаю приносить ее, хотя к нам на уроки приходят различные герои-куклы для обучения. В некоторых ситуациях приходится использовать игрушки детей.

Нужен ли мобильный телефон?       

Мобильный телефон (в портфеле) для ученика – крайняя необходимость. В первом классе, когда родители приводят и забирают своих первоклашек после уроков, в нём нет вообще необходимости. И все же, если родители, предупредив учителя, решают положить в портфель телефон для экстренной связи, они берут ответственность за то, что случайный звонок или писк смс не будет отвлекать весь класс. А для этого: телефон должен быть отключен (ученик знает, как его включить при необходимости), телефон с некоторой суммой на счету лежит в портфеле не для игры, потеря его не доставляет хлопот ни учителю, ни детям. Хотя я, конечно, найду время и попытаюсь проследить «его путь», но переживания и слёзы ученика по его утере не должны всех отвлекать.

Первые дни в школе

С первых дней учитель видит своих учеников. Составляет планы по формированию навыков самообслуживания: как аккуратно складывать, убирать в портфель учебные принадлежности, вешать и складывать вещи в пакеты, завязывать шнурки (хотя, конечно же, учитель поможет, но пусть родители помнят – детей 25!), убирать своё рабочее место. С первых дней учитель прививает навык  бережного отношения к школьному дому. Все, чему и как будут научены дети, обычно, я сначала разбираю с родителями на родительском всеобуче. Если не поняли, приглашаю,  прийти индивидуально, не стыдясь. Потом, если потребуется они будут знать как вовремя помочь детям. На сложные моменты усвоения обращаю особое внимание, раскрываю секреты приемов лучшего понимания, приобретённые мною за много лет. Главное, родители в первый год вместе с детьми должны собирать портфель (дети учатся). В этот же момент дети вспоминают, на что обратил внимание учитель, что велел принести, за что похвалил, за что отругал.

Доверительная беседа, слова нравоучения, поощрения, порицания должны быть ежедневными. Это будет помогать и ученику, и родителям. Дети любят, когда родители не безразличны к удачам и неудачам ребёнка. Понимают, что подскажут, как справиться с возникающими проблемами. Контроль со стороны родителей не должен прекращаться с взрослением ребёнка. Здесь важно доверять, но контролировать.

Требуется отдых

У первоклассников месяца два уроки длятся не более 35 минут, а до конца урока основной школы учитель должен занять их более динамической деятельностью, но не мешая учебному процессу основной школы. Здесь помогают физкультминутки, танцевальные минутки, игры с предметами с лёгкой подвижностью, игры на свежем воздухе во время большой перемены, уроки-экскурсии, уроки по правилам дорожного движения и т.д.

Деньги нежелательны

Немного хочется сказать о питании первоклассников. Большинство детей сразу приспосабливаются к той пище (у нас в школе хорошее питание, за которым следят учителя, администрация, медсестра), которую предлагает столовая. Тех детей, которые привередливы (не по болезни) к приготовленной не мамой еде, изо дня в день привлекаем сначала попробовать, потом съесть ложечку. И они пусть не скоро, но все едят то, что предлагают. А вот деньги давать на покупку чего-нибудь в буфете я не советую, порой запрещаю. Вместо завтрака и обеда – запрещаю точно. Как какую-то добавку к питанию можно заранее купить в магазине, чтобы весь класс не ждал, когда малыш дождётся своей очереди, а позже, боясь опоздать на урок, начнет нервничать или у него появится наплевательское чувство к учебному процессу.

Пожелание учителя

 Мне бы хотелось пожелать будущим первоклассникам – хорошего, понимающего учителя,  а самим первоклассникам – быть ответственными, целеустремлёнными. Всё остальное получится с хорошим учителем. Главное, чтобы это был ваш учитель! Ребёнок почти с первого дня чувствует, к тому ли учителю он попал. Иногда, они друг друга просто терпят, делают всё, что надо, а одним целым так и не становятся. Это плохо. А родителям первоклассников, если они ещё из моей речи не поняли, самое главное, я желаю быть небезразличными! И тогда вы поможете детям достичь того единения, к чему стремится хороший учитель.